Раскрыта тайна «ведьминых кругов»

Международная группа исследователей разгадала происхождение расположенных в Намибии «ведьминых кругов», внутри которых не растет трава. Об этом сообщают Рамблер/новости со ссылкой на

Раскрыта тайна «ведьминых кругов»
© N. Juergens

Nature

. Этими кольцами вечнозеленой травы размером от двух до 40 метров усеяна вся пустыня юго-западной Африки. По мнению ученых, их существование объясняется двумя факторами. Во-первых, причиной их появления могли стать масштабы обратных связей в местной флоре. Благодаря этим связям лучше всего развиваются близко расположенные друг к другу растения. Во-вторых, «ведьмины круги» могут быть связаны с фауной, а именно - с деятельностью муравьев, термитов и грызунов. Как выяснилось, всего лишь несколько видов насекомых часто встречаются в этих кругах, а постоянно там находили только песчаного термита Psammotermes allocerus. Именно этот вид выедал корни травы и прокладывал подземные пути так, что образовались круги и проплешины. Кроме того, на «ведьминых кругах» часто растут грибы. Исследователи напомнили, что мицелий гриба растет от центра с одинаковой скоростью, образуя окружность, а центр грибницы отмирает из-за недостатка питания. Свои выводы ученые сделали на основании имитационных экологических моделях. Параметры этих моделей учитывают также данные из Австралии, Северной и Южной Америки, где встречаются «ведьмины круги».