Войти в почту

В Японии впервые показали часть "японского" балета русского композитора

Впервые за 120 лет в Японии исполнены фрагменты балета "Даита" Георгия Конюса, который стал первым обращением русского композитора к японской теме, сообщила РИА Новости организатор концерта "Япония — Россия: музыкальный мост" Юлия Лев. Концерт проекта "Япония — Россия: музыкальный мост", построенного на взаимосвязи музыкальных культур двух стран, с участием российских и японских музыкантов проходит в японском городе Такасаки уже в третий раз. Но в этом году при подготовке концерта обнаружилось несколько символических совпадений, которые делают его неповторимым. "В русской музыке есть произведения, которые написаны под влиянием японской культуры. И наоборот, в Японии русская музыка популярна, и японские композиторы не раз обращались к русской теме. Когда мы делали первый "Мост" два года назад, программа казалась настолько ёмкой, что мы не думали о возможности продолжения. Но занимаясь этим проектом, мы с радостью для себя обнаруживали всё новые произведения и взаимовлияния в музыкальных культурах двух стран, поэтому в этом году мы проводим уже третий концерт", — рассказывает Юлия Лев, организатор и участник концерта. Главным в концерте стало открытие для Японии произведения русского композитора Георгия Конюса — балета "Даита", в основу либретто которого легла японская легенда, а в музыке впервые были использованы японские мелодии. На фоне увлечения японским искусством, захлестнувшим Европу и Россию в конце XIX века, в 1896 году Конюс написал этот балет. Он был поставлен на сцене Императорского Большого театра, однако ухудшение отношений с Японией, а затем и русско-японская война сделали само упоминание о нем "неполиткорректным". "Балет был забыт, а ноты считались утерянными. Совершенно случайно в интернете я нашла несколько отрывков из его партитуры. Я была потрясена этим совпадением — ноты нашлись как раз в год 120-летия произведения, который и станет годом его первого исполнения в Японии", — сказала Юлия Лев. В концерте прозвучит также цикл "Песни русской куклы" Косаку Ямады — основоположника японской классической музыки. Каждая песня названа по-русски: "Ведро", "Девушка", "Няня", а в тексте использованы русские слова. Постоянный участник проекта, виолончелист Симфонического оркестра префектуры Гумма Леонид Гульчин добавляет, что в концерте есть еще одно совпадение дат. "Это цикл Дмитрия Шостаковича "Шесть песен на стихи японских поэтов", написанный им в молодости по мотивам японской поэзии. Песни посвящены теме любви и смерти. До сих пор остается загадкой авторство этих стихов. По мнению японских специалистов истории музыки, цикл полностью никогда не исполнялся в Японии до сегодняшнего дня — дня, когда мировая музыкальная общественность отмечает 110 лет со дня рождения великого композитора", — сказал музыкант.

В Японии впервые показали часть "японского" балета русского композитора
© © Fotolia/ demidoff