Войти в почту

ПАГ: как в Пскове строили автобусы

Вообще, все эти КАГи, ПАГи, «Уральцы», «Прогрессы» и другие малоизвестные автобусные марк из СССР появились из-за дефицита. В социалистической модели предложение всегда сильно отставало от спроса, и многие ведомства не могли получить автобус ни по какой разнарядке. Не только обычные граждане стояли годами в очереди на автомобиль. Поэтому ряд ведомств и предприятий налаживали производство собственных автобусов на типовых шасси ГАЗ и ЗИЛ – сперва кустарно, а затем, после некоторых бюрократических мыканий получив финансирование, и серийным образом. Так случилось и в Пскове. Псковские ремонтно-механические мастерские, занимавшиеся ремонтом автомобилей, в 1968 году были переименованы в Псковский механический завод, и получили от Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР поручение разработать автобус на типовом шасси ГАЗ-51А. Потому что автобусов для механизаторов и мелиораторов не хватало катастрофически. Заказ был страшный: за полгода с нуля разработать и изготовить опытный цельнометаллический автобус вагонной компоновки. На производстве, где автобусы никогда не строили. 1968. ПАГ-1 (П-1АГ). Первый автобус Псковского завода. За четыре месяца машина была не только разработана, но и произведена в количестве 33 экземпляров (из 50 заказанных – план выполнить не успели). Всего таких машин в 1968-1969 годах было выпущено 330, хотя в конструкции из-за скорости разработки было множество недостатков. Аббревиатура означала «Псковский автобус ГАЗ», поскольку использовались шасси ГАЗ-51А и ГАЗ-52. |photo-1| 1970. ПАГ-2. Вторая модель, призванная исправит недоработки первой, в том числе и в плане дизайна. Использовались шасси ГАЗ-52-01 и ГАЗ-53А. Всего в 1970-1972 годах было построено 854 таких машины. |photo-2| 1971. ПАГ-2М. Модернизированная версия ПАГа-2 стала самым ходовым автобусом Псковского завода. Она производилась в версиях 2М, 2МП и 2МН в течение 17 лет и сошла с конвейера лишь в 1989 году. При этом автобус был крайне неудачным в сравнении с теми же ПАЗ и КаВЗ – салон был чудовищно «холодным», а управляемость зимой стремилась к нулю. Основное внешнее отличие от ПАГ-2 – удлинённый кузов, 26 посадочных мест против 24-х. |photo-3| 1980-е. ПАГ-3/ПАГ-4/СТГ-01. В середине 1980-х стало понятно, что долго «тянуть» ПАГ-2М уже не получится, и инженеры попытались разработать ему замену. Было изготовлено несколько схожих внешне опытных образцов; на снимке – только ПАГ-4 (он же СТГ-01). Все образцы, отличающиеся мелкими деталями, остались в единственных экземплярах и в серию ни пошли. |photo-4| С 1989 года по начало 2000-х Псковский завод изготавливал бытовки, затем вообще отошёл от автомобильного производства. До наших дней сохранилось несколько ПАГ-2 и ПАГ-2М, в основном в плохом состоянии, ржавеющих в автохозяйствах.

ПАГ: как в Пскове строили автобусы
© Популярная механика